Конспект открытого урока по математике в 6 классе по теме: «Координатная плоскость»



Конспект открытого урока по математике в 6 классе по теме:
«Координатная плоскость»

Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся с новыми понятиями: «координатная плоскость», «система координат», «прямоугольная система координат», их использование в практических целях и в жизни человека; научить учащихся ориентироваться на координатной плоскости, находить координаты заданных точек, и по заданным координатам точки определять ее положение на координатной плоскости;
Развивающая: развивать познавательную активность, творческие способности учащихся;
Воспитательная: воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера.

Оборудование: компьютерный класс, компьютер для учителя, мультимедийный проектор.

Организационный момент.
Добрый день уважаемые коллеги, здравствуйте ребята. Поприветствуйте наших гостей и присаживайтесь.
Сегодня в рамках Недели естественных наук мы проводим открытый урок по теме: «Координатная плоскость». Вы познакомитесь с такими понятиями как «координатная плоскость», «система координат», «прямоугольная система координат», научитесь ориентироваться на координатной плоскости, находить координаты заданных точек и по заданным координатам определять ее положение на координатной плоскости.
В повседневной жизни вы уже встречались с новыми понятиями, например, при поиске своего места в зрительном зале, вагоне поезда, при игре в шахматы или в морской бой. Для определения положения объекта на поверхности Земли тоже пользуются системой координат. Это географические координаты.
Актуализация полученных ранее знаний
Чтобы лучше понять, что же такое координатная плоскость, давайте ответим на следующие вопросы и выполним задание: 
- Какая прямая называется координатной прямой?
- Какие прямые называются перпендикулярными?
- С помощью каких чертежных инструментов строят перпендикулярные прямые?
Определите координаты точек на координатной прямой:
Изучение нового материала
Чтобы определить положение точки на плоскости, проведем две перпендикулярно друг другу две координатные прямые х и у. Их называют координатными осями: х – ось абсцисс, у – ось ординат. Эти прямые (или оси) образуют систему координат, а плоскость, в которой она выбрана, называется координатной плоскостью. Координатная плоскость разбивается координатными прямыми на 4 координатные четверти.
Как же определяют координаты точки на плоскости?
1.     опустим перпендикуляр из точки на ось х;
2.     полученное значение запишем на первое место – это абсцисса точки;
3.     опустим перпендикуляр из точки на ось y;
4.     полученное значение запишем на второе место – это ордината точки;

На плоскости существуют точки, обладающие особыми свойствами:
- у точек, которые лежат на оси х, ордината равна 0;
- у точек, которые лежат на оси y, абсцисса равна 0.

Чтобы построить точку с заданными координатами нужно:
1.     через х=a проведем прямую, перпендикулярную оси х;
2.     через y=b проведем прямую, перпендикулярную оси y;
3.     нужная точка будет находиться на пересечении этих перпендикуляров

Вы, ребята, наверное, уже поняли, что пользоваться системой координат для определения положения точки на плоскости очень удобно. Но кто же первый догадался ввести систему координат, кто изобрел координатную плоскость? Об этом нам расскажет ваш товарищ.
(выступление ученика) Рене́ Дека́рт — французский философ, математик,
механикфизик и физиолог

Работа с учебником. А теперь, ребята, решим некоторые упражнения из учебника.
№1393 (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
№1394 (устно)
№ 1399 (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
№ 1400 (в тетрадях записываются только точки с координатами.)
«Рисуем» на координатной плоскости. Молодцы, ребята, вы хорошо справились с упражнениями, и теперь мы можем немного отдохнуть и порисовать. Однако рисовать мы будем не кистями и красками, а точками на координатной плоскости. На рабочем столе вашего компьютера вы найдете папку «Координатная плоскость». В ней вы найдете соответствующую программу. Откройте ее. Перед вами координатная плоскость. Справа вы видите три вкладки: «режим 1», «режим 2», «справка». Переключитесь на «режим 2». Теперь вы можете видеть кнопку «открыть файл». Нажимаем. Должно отрыться окно со списком файлов:
Бегун
Белка
Ворона
Зонт
………
и т. д.
Выделяем любой понравившийся файл и нажимаем кнопку «открыть» После этого в главном окне программы справа должна появиться надпись «файл открыт», под которой располагаются две кнопки: «координата» и «прервать». Нажимаем на кнопку «координата». Теперь вместо надписи «файл открыт» должны появиться координаты точки. Указателем мыши отмечаем на координатной плоскости нужную точку. Если точка отмечена верно, вы услышите: «Ага!», иначе голос ответит вам «Не-а!» Снова нажимаем кнопку «координата». Появятся координаты следующей точки. Указателем мыши отмечаем ее на координатной плоскости. При этом она автоматически должна соединиться отрезком с предыдущей точкой. И так продолжаем до тех пор, пока вместо координат не появится надпись «файл закрыт». В результате на координатной плоскости проявится рисунок.

Задание на смекалку. Ну, ребята, вы просто молодцы! Какие красивые рисунки у вас получились! А раз вы у меня такие умницы, то вот вам задание посложнее: «Математика – гимнастика ума».
Помните, что не только мускулам нужна гимнастика! Ум нуждается в постоянных тренировках так же, как и тело. И, как говорил Ломоносов, «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Нужно разгадать кроссворд.
КРОССВОРД
http://festival.1september.ru/articles/412386/img36.gif


Подведение итогов урока.  Спасибо всем за урок. До свидания.

1 комментарий: